Летопись в лицах.
К 300-летию Царского Села.
Некто мудрый сказал: прекрасно утром является солнце, ибо оно свет. Тьма отгоняется, луна уходит, и ночи нет, оно просветляет день, делает прозрачным воздух, небо украшает, землю удобряет, от него блещет море и не видно звезд на тверди небесной. Оно одно своими лучами заливает вселенную и все, что в ней. И если зримое солнце такую силу света имеет, то, на сколько же сильное духовное солнце…
(Стоглав. 1551 год.)
Жил в нашем городе один удивительный и сказочно богатый человек. Сказочно богатый и беспримерно щедрый. Всю свою жизнь он по крупицам копил свое богатство. Копил – и тут же раздаривал. Опять собирал, и снова дарил….
А богатство его, увы, мало у кого вызывало зависть. Главное богатство этого человека – это талант любви к людям, талант делать добро, талант щедрости, самопожертвования и бескорыстия. Все его дела были подчинены стремлению донести богатую духовную культуру и знания прошлых поколений, утраченную культуру Царского Села, до возможно большего числа людей...
Помню квартиру С.Д. Умникова, когда первый раз привез к нему съемочную группу телевидения. Прямо с порога на входящего смотрят множественные лики А.А.Ахматовой, плакаты, фотографии, картины. Ноге ступить негде, кругом книги, предметы, собранные хозяином квартиры музейные экспонаты. Это и есть первый музей Ахматовой.
Позже, при встрече с Сергеем Дмитриевичем, уже памятуя о его преклонении пред Серебряным веком, я не без лукавства спросил - вы живете в городе, который носит три наименования: Царское Село, Детское Село и г. Пушкин. Кем вы более склонны, себя считать царскоселом или пушкинцем? На что он, слегка разочаровав мои ожидания, ответил, что, к сожалению Царского Села уже и не застал, а приехал сюда, когда город под влиянием идей создававшихся здесь детских коммун был наречен Детским Селом. Затем, вскоре, его переименовали в город Пушкин. Но А.А.Ахматова, сказал Сергей Дмитриевич, писала о нашем городе: - Царскосельский воздух был создан для того, чтоб песни повторять. Здесь столько лир повешено на ветки. Но и моей как будто место есть… Так и я, живя здесь с 1922 года, проникся этой мыслью и склонен считать себя, конечно, царскоселом. Здесь мне довелось наслаждаться звуками лир многих последних поэтов, и, конечно, все это оказало сильное влияние и на меня. Поэтом, правда, я не стал. Но любовь к искусству, к литературе, к поэтическому творчеству пронес через всю жизнь, стараясь, по возможности активно участвовать в культурной жизни нашего города.
Так уже в те годы, я несколько раз встречался с Сергеем Есениным. Однажды мы с товарищами даже обратились к нему с просьбой о проведении творческого концерта в Ратной палате. Потом, после этого концерта, я присутствовал и на прогулке. Шли пешком к лицейскому садику. Тут его спутники упросили поэта сфотографироваться рядом с Пушкиным, на памятнике, около лицея. Эта история, в некотором искажении, правда, описана Вс. Рождественским. Но Рождественский писал с чужих слов, он сам признавался, что не присутствовал при этом. Тем не менее, у Рождественского говорится, что Есенин снялся, обнимаясь с Пушкиным. На самом деле этого не было, и не могло быть. Когда мы все пришли фотографироваться к памятнику, Есенин вообще долго отказывался, не соглашался сесть на скамейку рядом с Александром Сергеевичем. На снимке он так и стоит на шаг от Пушкина. А на место, которое ему предлагали, уселся наш студент, мой однокурсник, Миша Яковлев. Был в это время с Есениным и Эрлих. Тот, совершенно не смущаясь, прямо так и облокотился на плечо Пушкина. Есенин же ничего себе такого не позволил…
Повисла пауза. По отсутствующему выражению лица и застывшему взору можно было предположить, что в этот миг и сам Сергей Дмитриевич словно проверяет свою память, вспоминает подробности всего пересказываемого.
В описываемое время С.Д.Умников жил на территории Китайской деревни, в Александровском парке, где в это же время проживал и Мандельштам. Но лишь значительно позже узнал Сергей Дмитриевич, что в Китайской деревне, на короткое время поселилась и поэтесса, ставшая, впоследствии, главным кумиром на всю его жизнь, Анна Андреевна Ахматова. Здесь Ахматова гостила у Мандельштама. Об этом есть и ее шуточный комментарий: - «когда нам нужно было что-нибудь купить, Осип, обращаясь ко мне, говорил: «Пойдемте в европейскую часть города». Он, значит, жил в Китайской деревне, а приглашал - в европейскую, поясняет Сергей Дмитриевич…
Но настоящим центром культуры, если не Европы, то уж всего Царского Села точно, в те годы стала Ратная палата. В это время в Ратной палате был открыт студенческий клуб, в котором по приглашению молодежи читал стихи не только Есенин, но и устраивал поэтический вечер Владимир Маяковский, много раз выступал Алексей Толстой, Вячеслав Шишков и многие, многие другие известные лица. И я, значит, говорит Сергей Дмитриевич, со своим другом Мельниковым, в 1926 году, решил пригласить в Ратную палату и Ахматову. Но когда мы к ней пришли, то выяснилось, что она не хочет к нам идти, на отрез отказалась…. Конечно, нас это огорчило, и мы не сразу и поняли, почему она так поступила. Но позже до меня дошло. Дело заключалось в том, что мы приходили к ней в 26- м году, а за год до этого, в 25-м она была запрещена к печатанью. И я думаю, она решила, что раз она запрещенна к печати, значить, ей тем более нельзя выступать и устно...
Впервые с творчеством поэтессы я познакомился в 1924 - м году, когда летом, впервые получил ее сборник стихов «Четки». До этого я стихов Ахматовой не знал. Только теперь зачитался ее стихами и влюбился в нее поуши. Но идея о создании музея пришла, конечно, позже. Только выйдя на пенсию, я задумался, чем теперь мог бы заниматься, не ради денег, а для души. И после небольших поисков, не сразу, я решил посвятить себя Ахматовой, потому, что это был удивительный человек, в те годы незаслуженно обделенный вниманием. Она была мало популяризована, совсем не издавалась. И с 1967 г., в первую годовщину ее смерти, я уже открыл в своей квартире музей…
|
Этот красивый пояс Ахматовой я получил от своего друга из Тамбова, Никифорова. А он получил его от Ардова. В квартире Ардовых, в Москве, Ахматова очень часто останавливалась, потому что ее большим другом была жена Ардова, мать нашего известного актера Алексея Баталова.
А вот эти туфли Ахматовой подарила мне женщина, которая в последние годы ухаживала за Анной Андреевной. Ахматова сама подарила ей эти туфли, в то время как Ахматова получила туфли от Фаины Раневской, в годы, когда, прозябая в бедности, поэтесса купить себе обувь не могла. |
А это, пожалуй, самая ценная вещь моей экспозиции. Этот образ «Христос в саду Гефсиманском» достался мне от жены брата Ахматовой, Виктора. Он передал мне иконку, которая, несомненно, была сильно и много намоленной, имела глубокое символическое значение для Анны Андреевны, претерпевшей немыслимые духовные и физические страдания. Ведь в этом евангельском сюжете отражен эпизод, когда Христос молит Отца Вседержителя о том, чтобы его миновала чаша ….
А вот здесь у меня хранится подлинный слепок руки Анны Андреевны, который я получил от Раневской. Актрисе он достался от самой Ахматовой. В гипсе, на ладони, написаны Раневской слова: - «Рука А.А.А.». Моя помощница Сухова, несколько раз бывала у Раневской, и всегда привозила от нее разные подарки, фотографии. Так же она прислала мне от Фаины Григорьевны и фотографию с подписью: «Дорогой С. Дм….» Здесь она шлет мне привет и добрые пожелания. Почему она меня называет “дорогой”? –Да потому, что я собирал материалы об Ахматовой, а Раневская более 30 лет дружила с Ахматовой, и, как и для меня, для нее не было более дорогого человека, чем Анна Андреевна. Она так и пишет мне на одной из открыток: «Более, замечательного человека в жизни я не встречала». А ведь у Раневской было ох как много незабываемых знакомств, тем не менее, она особенно отметила именно Ахматову….
Буквально сразу после открытия музея мою квартиру стали посещать. Сначала это были ближайшие знакомые. Затем знакомые знакомых начали приходить. А потом весть о музее распространилась и по всему Советскому Союзу. Со всех концов света были посетители - из Америки, из Англии, из Франции, Германии, Дании, Финляндии и многих других стран…Был у меня в гостях и сын Анны Андреевны, Лев Николаевич Гумилёв. Он был на моем 80-летии, за столом. Тогда же был и известный исследователь творчества Ахматовой, доктор филологических наук А.И. Павловский, с которым мы подружились. Бывали и многие другие интересные люди, поэты и писатели. Они очень поддерживали меня в собирании этого музея. Только вот пришло время, когда мое любимое детище стало для меня моей мукой. Это моя боль, моя трагедия. Мне уже девяносто – но я не могу умереть пока не решится судьба музея. Ведь здесь, в тесной квартирке, как вы видите, материалов собралось очень много. Вот они, и на полу, и на буфете, и на шкафу…. Везде и всюду. Одни на других лежат, одни закрывают другие. Показать все очень трудно, потому что многое в альбомах, в папках…. В таких условиях музей, прямо сказать, гибнет. Я уже не могу здесь принять более трех-четырех человек, потому что разместиться в однокомнатной квартирке просто негде. И для того, чтобы показать все, конечно, требуется нормальное помещение. Но этого помещения мне никто не дает. И я не вижу пока реальной возможности, к разрешению этого вопроса…
Тут Сергей Дмитриевич достал заранее подготовленную к визиту съемочной группы записку и начал читать: -«Первый музей А.А.А. погибает. Когда я, основатель музея умру, квартиру потребуют освободить от вещей музея. Они уйдут в разные места, в том числе и на помойку. Музей погибает. Никто не дает ему места. Музею сейчас очень тесно. С.Д. Умников».
Место для музея все-таки нашлось. Коллекцию Сергея Дмитриевича приютила детская музыкальная школа №10, нынешняя Гимназия искусств им. А.Ахматовой, бывшая Мариинская гимназия, в которой училась великая поэтесса. Сбылось и еще одно важное дело, предложение о котором прозвучало в той телепередаче. С имени Сергея Дмитриевича Умникова в Царском Селе была возобновлена традиция присвоения титула «Почетный гражданин города», который стал присваиваться наиболее видным деятелям общественной и культурной жизни нашего города. -Вот что только и осталось, так это дожить еще и до того дня, когда вернется нашему городу и его подлинное имя, Царское Село. Впрочем, для того и нужны юбилеи, чтоб получать и делать добрые подарки. Подарим же своим детям и внукам к предстоящему юбилею возможность называться царскоселами. Подарим воздух Царского Села, мир Ахматовой и Гумилева, Анненского и Мандельштама, Державина, Жуковского и славных лицеистов, а главное, избавим наконец Пушкина, от бремени оставаться невольным узурпатором великой славы Города Муз. Здесь столько лир повешено на ветки!
В.Васильев.
|