В погожий воскресный день октября, в Круглом зале Павловского парка вспоминали Сергея Есенина. Свою новую книгу публике представил известный специалист, не один десяток лет изучающий биографию великого поэта Лев Федорович Карохин. Встреча с популяризатором творчества поэта была приурочена к годовщине со дня рождения С.А.Есенина, и на этот раз автор многих публикаций и 9 книг по есенинской тематике познакомил собравшихся со своей новой работой - «Вольф Эрлих – друг и ученик Сергея Есенина». Книга эта, из всех предыдущих написанных автором, пожалуй, наиболее сложная и провокационная, так как именно в этой работе Лев Федорович наиболее близко подошел к самому больному вопросу, долгие годы занимающему умы и сердца почитателей великого русского литератора – обстоятельствам гибели Есенина. Собственно, книга, конечно об Эрлихе. Но, так как имя Вольфа Эрлиха и еврейско-чекистский заговор против Есенина многими авторами скандальных публикаций и киношных фантазий увязываются в нераздельное составляющее, то обойти вопрос причастности, а вернее сказать доказываемой по тексту исследования непричастности Эрлиха к смерти своего друга Карохин не мог.
Честно говоря, устраивая подобную встречу с автором, я немало беспокоился о том, что литературная дискуссия может вырваться за рамки привычных для Круглого зала форм, где слушатели в основном внемлют умиротворяющим звукам музыки. Побаивался, что острота темы распалит темперамент тех, кто не намерен соглашаться с доказательствами нашего биографа. Однако, опасения оказались напрасными. То ли Льву Федоровичу удалось убедить своей негромкой речью скептически настроенных граждан, а может и в самом деле строгость и изысканность интерьеров зала, устоявшаяся здесь традиция благовоспитанности сказалась, но криков и протестов не последовало. Хотя, уж я знаю точно, несогласные с автором в зале присутствовали.
Впрочем, с Карохиным спорить очень непросто. Со свойственными многим техническим специалистам скрупулезностью и дотошностью (Лев Федорович выпускник Политеха, более сорока лет проработавший в проектных учреждениях), не вдаваясь в эмоции и предположения, достаточно твердо и неколебимо он выстраивает свою систему доказательств, из которой следует, что не было ни убийства, ни тем более причастности Вольфа Эрлиха к смерти Есенина из приводимых аргументов не усматривается. Ни в каких реальных доказательствах эта версия подтверждения не находит. Собственно, чтобы убедиться в этом и следует прочитать книгу Льва Карохина, который многие годы находится в поисках правды об этой одной из наиболее трагических страниц нашей российской истории и культуры.
И все же, хоть Лев Федорович и исповедует правдивый и принципиальный подход к прочтению и изучению документального материала, повод придраться к автору он оставляет, и не раз. Вот, уже в первом абзаце книги натыкаешься на излагаемые им факты, которые биограф дает без комментариев, не взирая на то, что неоднозначное их понимание грозит дискредитацией всей идеи книги. Так, говоря о семье Эрлиха и об обстоятельствах его рождения, Карохин указывает, что Эрлих родом из поволжских немцев. Но тут же приводит и выписку из записи в метрической книге: «..у провизора Иосифа Лазаревича Эрлих(а) от законной его жены, Анны Моисеевны, родился сын, которому по обряду Моисеева закона дано имя Вольф. 7 июня 1902 г. Раввин Симбирска И.Гальперн»…
Так был ли Эрлих немцем? Что дальше думать читателю, если уже на первой странице книги его вводят в такие недосказанности, оставляя наедине со своими сомнениями…
В.Васильев.
|