1 ноября 2013 г., 15.00
(Государственная Академическая капелла Санкт-Петербурга. Стеклянное фойе)
«Горький ветер усобиц»
Пресс-конференция оргкомитета 7-го Межрегионального фестиваля «Преемственность» и ученых-музыковедов, специалистов в области хорового искусства.
1 ноября 2013 г., 18.30
(Государственная Академическая капелла Санкт-Петербурга. Выставочная галерея)
«Никто нас не вспомнит»
Открытие выставки фотографий, документов и личных вещей Сергея Жарова из частной коллекции протоиерея Андрея Дьяконова.
2 ноября 2013 г., 12.00
(Государственная Академическая капелла Санкт-Петербурга. Камерный зал)
«Возвращение на Родину»
Международная научная конференция посвященная драме Русского Исхода и истории Хора донских казаков Сергея Жарова.
2 ноября 2013 г., 17.00
(Государственная Академическая капелла им. М.И. Глинки. Камерный зал)
«Музыка придворных капельмейстеров»
В программе заняты ведущие артисты Государственной Академической капеллы Санкт-Петербурга.
3 ноября 2013 г., 18.30
(Государственная Академическая капелла Санкт-Петербурга. Камерный зал)
«Русские без России»
Филофонический концерт по творчеству Сергея Жарова. Демонстрация фильмов Российского Фонда культуры из серии «Русские без России». Автор кинопроекта Елена Чавчавадзе.
13 ноября 2013 г., 19.00
(Государственная Академическая капелла Санкт-Петербурга. Большой концертный зал) «Возвращение на Родину»
Концерт памяти Сергея Жарова. Прозвучат произведения из репертуара Донского казачьего хора в исполнении группы юношей хорового училища им. М.И.Глинки и хора Государственной Академической Капеллы им. М.И.Глинки. Дирижер Владислав Чернушенко.
П О Д Р О Б Н Е Е:
1 ноября (пятница) 2013 г., 15.00
(Государственная Академическая капелла Санкт-Петербурга. Стеклянное фойе.)
«Горький ветер усобиц»
Пресс-конференция оргкомитета 7-го Межрегионального фестиваля «Преемственность» и ученых-музыковедов, специалистов в области хорового искусства.
В программе фестиваля «Преемственность» центральное место занимает цикл общественно-просветительских акций изучающих традиции, культуру и духовную жизнь русского зарубежья, а так же историю и исполнительское мастерство знаменитого Донского казачьего хора Сергея Жарова. В пресс-конференции участвуют: специалист по творчеству Жарова, подготовивший возможность ввоза в Россию личного архива Сергея Жарова - российский дирижёр, хормейстер и музыкальный педагог, Народный артист СССР, Лауреат Государственной премии РФ Владислав Чернушенко; обладатель коллекции документов и личных вещей Сергея Жарова настоятель храма Благовещения Божией Матери, г. Санкт-Петербург, протоиерей Андрей Дьяконов; музыковеды Светлана Зверева и Стюарт Кэмпбелл (Великобритания), Ирина Мински (Голландия); Председатель Союза потомков галлиполийцев Алексей Григорьев (Франция); исследователь истории Белой эмиграции, доктор географических наук, профессор Айдын Ибрагимов (Турция); исследователи творчества Сергея Жарова профессор Московской консерватории Алексей Рудневский и научный сотрудник Фонда А.Солженицына, историк Михаил Блинов (Москва). Ведет программу директор Санкт-Петербургского центра гуманитарных программ Виталий Васильев. Повестку дня дополнит пресс-просмотр готовящейся выставки фотографий, документов и личных вещей Сергея Жарова в Выставочной галерее Капеллы. Мероприятия входят в цикл общественно-просветительских акций посвященных истории Русского Исхода в преддверии праздника «День народного единства».
1 ноября (пятница) 2013 г., 18.30
(Государственная Академическая капелла Санкт-Петербурга. Выставочная галерея).
«Никто нас не вспомнит»
Открытие выставки фотографий, документов и личных вещей Сергея Жарова из частной коллекции протоиерея Андрея Дьяконова.
Сергей Алексеевич Жаров – выпускник Синодального училища хорового пения, учившийся у таких великих мастеров, как Кастальский, Чесноков, Данилин, Смоленский, сумел создать уникальный певческий коллектив, явившийся достойным продолжателем лучших традиций хорового пения дореволюционной России. Успех хора за рубежом был поистине ошеломляющим. Но почему, будучи столь знаменитым и признанным во всем мире, этот уникальный хор до сих пор так мало известен на своей родине? -Вернуть в исторический, научный и культуро-творческий оборот жизни современной России важную часть культуры Белой эмиграции представленную в образе и судьбе руководителя знаменитого хора Донских казаков Сергея Жарова – главная задача данного проекта. Акция устраивается в рамках 7-го Межрегионального фестиваля «Преемственность» и подготовлена к празднику «День народного единства».
2 ноября (суббота) 2013 г., 12.00
(Государственная Академическая капелла Санкт-Петербурга. Камерный зал).
«Возвращение на Родину»
Международная научная конференция посвященная драме Русского Исхода и истории Хора донских казаков Сергея Жарова.
Сегодня в России о Донском казачьем хоре Сергея Алексеевича Жарова знают лишь немногие. Парадоксально, но факт – не только люди далекие от музыки, но и подавляющее большинство любителей хорового пения в России, к сожалению, зачастую даже не слышали о существовании самого известного в мире русского хора. Созданный в тяжелейших условиях военного лагеря Чилингир в Турции в 1921 году, ставший легендарным, хор за почти шестидесятилетнюю историю своего существования объехал весь мир, выступал на самых знаменитых концертных площадках, пел перед королями, императорами и президентами, и неизменно пользовался огромным и заслуженным успехом. Высокую оценку исполнительскому мастерству хора давали не только русские эмигранты, для которых чудесное пение хора служило напоминанием о безвозвратно потерянной родине и было отдушиной в их нелегкой жизни, но и маститые музыкальные критики и корифеи хорового искусства. Выдающийся русский композитор С.В.Рахманинов очень любил хор и неоднократно поддерживал Жарова в его новаторских аранжировках и неожиданных прочтениях известных произведений. Ф.И.Шаляпин, будучи сам великолепным знатоком и исполнителем русской песни, отдавал должное певческому мастерству казаков. Специально для хора делали аранжировки и писали произведения такие корифеи музыкального искусства, как К.Н.Шведов и А.Т.Гречанинов и другие известные композиторы. Вернуть в исторический, научный и культуро-творческий оборот жизни России важную часть культуры Белой эмиграции представленную в творчестве хора Донских казаков – главная задача участников конференции. Мероприятия устраиваются в рамках 7-го Межрегионального фестиваля «Преемственность» и подготовлены к празднику «День народного единства».
В работе конференции принимают участие:
Владислав Чернушенко (Санкт-Петербург). Хормейстер и музыкальный педагог, Народный артист СССР, Лауреат Государственной премии РФ.
"Сергей Жаров и русская культура".
Михаил Блинов (Москва). Научный сотрудник Фонда А.Солженицына, историк белого движения.
"Сергей Жаров. Крым - Чилингир - Лемнос".
Светлана Зверева (Великобритания). Хормейстер, педагог-музыковед.
"Неизвестные страницы истории Хора донских казаков подуправлениемСергея Жарова в 1925-1945 годы".
Стюарт Кэмпбелл (Великобритания). Хормейстер, педагог-музыковед, профессор университета г.Глазго.
"Сергей Жаров и русская диаспора межвоеннойГермании".
Алексей Рудневский (Москва). Исследователь творчества С. Жарова, хормейстер, профессор Московской консерватории.
"Сергей Жаров – искусство хоровой интерпретации".
Ирина Мински (Голландия). Исследователь творчества.
"Хор Сергея Жарова после Жарова".
Андрей Дьяконов (Санкт-Петербург). Настоятель храма Благовещения Божией Матери, протоиерей.
"Возвращение на Родину: о Донском казачьем хоре под руководством С. Жарова".
Дмитрий Скачков (Санкт-Петербург). Директор Издательского Центра "Русская Лира".
"Филофоническое наследие Сергея Жарова".
Ведет программу директор Санкт-Петербургского центра гуманитарных программ Виталий Васильев.
2 ноября (суббота) 2013 г., 17.00
(Государственная Академическая капелла Санкт-Петербурга. Камерный зал).
«Музыка придворных капельмейстеров»
Государственная Академическая Капелла занимает особое место в истории культуры России начиная с 1479 года. Творчеству лучших представителей великой хоровой культуры России и посвящен музыкальный вечер, в котором выступят ведущие артисты Государственной Академической капеллы Санкт-Петербурга.
Государственная Академическая Капелла - это первое музыкально-профессиональное учреждение России. Пережившая со своим городом становление и расцвет, трудности и радости, Капелла стала очагом формирования русской профессиональной музыки. Здесь творили Бортнянский, Глинка, Львов, Балакерев, Римский-Корсаков, Лядов, Аренский, и другие русские композиторы, благородными усилиями и выдающимися достижениями которых были проложены пути развития русской музыки как искусства глубоко национального, самобытного по духу и языку. Именно здесь, в прославленной Капелле, впервые звучали бессмертные творения Чайковского, Рахманинова, Бородина, Мусорского, Глазунова, Шостаковича, Прокофьева, Свиридова... Во всех походах, в дни торжеств и будни Петра I сопровождали "Певчие дома его Величества". Царь оказывал большое внимание своей певческой братии. Много времени проводил в их обществе, заботился об их быте, сам следил за своевременным пополнением творческого состава и нередко принимал участие в пении, исполняя партию баса. Сопровождал Петра I хор и в мае 1703 г., когда в устье Невы были положены первые камни в основание новой столицы русского государства. Гром орудийных салютов, возвестивших о рождении Санкт-Петербурга, слился в тот день со здравицей во славу новой русской столицы, которую пели 28 придворных певчих. Так начала свою биографию Капелла Санкт-Петербурга.
3 ноября (воскресенье) 2013 г., 18.30
(Государственная Академическая капелла Санкт-Петербурга. Камерный зал).
«Русские без России»
Филофонический концерт по творчеству Сергея Жарова и музыкантов из многочисленной плеяды деятелей культуры первой волны русской эмиграции.
К общероссийскому государственному празднику «День примирения и согласия» Санкт-Петербургским центром гуманитарных программ в рамках Фестиваля традиционной культуры "Преемственность" подготовлен ряд мероприятий посвященных памяти жертв Гражданской войны (1917−1922/1923). Интерес к духовной жизни России, к хронике сурового лихолетья, к судьбам наших соотечественников оказавшихся за рубежом - неослабеваем. Раздумья о нравственных и иных последствиях братоубийственной распри наполняют сознание неравнодушных представителей нынешних поколений россиян. Раскрытию этой темы и посвящена программа представляемая в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга. Программу подготовил директор Издательского Центра "Русская Лира" Дмитрий Скачков: представление компакт-дисков Хора под управлением Сергея Жарова; представление Песенника Российского воина и диска Хора под управлением Валентина Мантулина; представление компакт-диска "Песнопенiя Православнаго Русскаго Зарубежья"; представление книги "На путях и перепутьях Досуги вечернiи" А. А. Волошина. Содержание дня дополнит демонстрация фильмов Российского Фонда культуры из серии «Русские без России». Автор кинопроекта Елена Чавчавадзе. Мероприятия входят в цикл общественно-просветительских акций посвященных истории Русского Исхода в преддверии праздника «День народного единства».
13 ноября 2013 г., 19.00
(Государственная Академическая капелла Санкт-Петербурга. Большой концертный зал).
«Возвращение на Родину»
Заветной мечтой Сергея Жарова и его хористов было проехать по городам и весям России, дать тысячи концертов перед соотечественниками. Но, к сожалению, этим мечтам не суждено было сбыться. Наш долг — рассказать сегодня об их великих трудах и великих страданиях, понесённых во славу России.
История рождения хора — это история русского лихолетья начала XX века, времён революции и Гражданской войны. В то время, когда в России подвергалось жесточайшим гонениям всё, что касалось её тысячелетней православной истории и культуры, Донской казачий хор с неизменным руководителем С.А. Жаровым гастролирует по всему миру и знакомит весь мир с красотами русской православной музыкальной традиции. Более полувека существования (1921-1979 гг.), коллектив давал по 250 концертов ежегодно, миллионы выпущенных и распроданных по всему миру пластинок, более 10 000 концертов во всех странах света. В старой довоенной Европе не было королевского дома, который бы не посетил хор. Пели перед английским королём Георгом V, румынской королевой Марией, сербским королём Александром и многими другими. Но путь к мировой славе был усеян терниями. Концерт устраиваются в рамках 7-го Межрегионального фестиваля «Преемственность» и входит в цикл общественно-просветительских акций посвященных драме Русского Исхода. Прозвучат произведения из репертуара Донского казачьего хора в исполнении группы юношей Санкт-Петербургского хорового училища им. М.И.Глинки и хора Государственной Академической Капеллы им. М.И.Глинки. Дирижер Народный артист СССР, Лауреат Государственной премии РФ Владислав Чернушенко.
АККРЕДИТАЦИЯ СМИ:
Санкт-Петербургский Центр Гуманитарных Программ
Васильев Виталий Васильевич
Тел.: 8 (911) 999-30-95;
Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script
Возвращение на Родину.
Хор Донских казаков под управлением Сергея Жарова.
Заветной мечтой Сергея Жарова и его хористов было проехать по городам и весям России и дать тысячи концертов перед соотечественниками. Этим мечтам не суждено было сбыться. Наш долг — рассказать сегодня об их великих трудах и великих страданиях, понесённых во славу России.
История рождения хора — это история русского лихолетья начала XX века, времён революции и Гражданской войны. В то время, когда в России подвергалось жесточайшим гонениям всё, что касалось её тысячелетней православной истории и культуры, Донской казачий хор с неизменным руководителем С.А. Жаровым гастролирует по всему миру и знакомит весь мир с красотами русской православной музыкальной традиции. Более полувека существования (1921-1979 гг.), коллектив давал по 250 концертов ежегодно, миллионы выпущенных и распроданных по всему миру пластинок, более 10 000 концертов во всех странах света. В старой довоенной Европе не было королевского дома, который бы не посетил хор. Пели перед английским королём Георгом V, румынской королевой Марией, сербским королём Александром и многими другими. Но путь к мировой славе был усеян терниями.
* * *
Сергей Алексеевич Жаров родился в 1896 г. в городе Макарьев Костромской губернии, в купеческой семье. Он рано потерял мать. В 1905 г. мальчик поступает в Московское синодальное училище. Его учителями становятся А. Кастальский, С. Смоленский, П. Чесноков, В. Калинников, Н. Сокольский, Н. Данилин, Д. Аллеманов и другие выдающиеся представители русской певческой школы начала XX века.
В 1917 г. Жаров сдаёт свой последний экзамен. «На следующий день я уже был в Александровском военном училище, - вспоминал Жаров. - В это время Корнилов собирал добровольцев в свой ударный батальон. Я записался добровольцем на фронт. Гражданская война застала меня в казачьих частях».
Жаров попадает в пулемётный полк Третьей донской дивизии генерала Ф.Ф. Абрамова. В 1920 г. Русская добровольческая армия вытесняется на юг России. Донцы покинули белый Крым в числе последних. 15 ноября 1920 г. казаки вышли в море из Керчи на пароходе «Екатеринодар». В страшной тесноте, в трюмах и на открытых палубах, поместилось 7 000 человек. «Во все глаза смотрели все мы на берега покидаемой Родины... Плыли... куда? - Никто не знал. От кого уходили? От своих братьев. Какая жуть! Какое озлобление!» Десятки тысяч русских, преданных своей Родине, плыли в неведомую даль — в чужие края...
По прибытии в Турцию донцев размещают в лагере Чилингир, в 60 километрах от Константинополя. «Это были самые тяжёлые месяцы в моей жизни, - вспоминал Жаров. - Жили в бараках и землянках. Весь лагерь находился в крайне антисанитарном состоянии. Из-за нехватки пресной воды часто пили прямо из ручья, в котором стирали бельё».
«Со зловещей быстротой распространялась по баракам холера, ещё больше упал дух томящегося в неволе гарнизона. Приближался праздник Святителя Николая Чудотворца. Шли приготовления к торжественному молебну. Тогда начальник дивизии генерал Ф. Абрамов отдал приказ: лучших певцов всех полковых хоров, уже тогда имевшихся, собрать в один хор. Хор этот должен был своим участием в богослужении содействовать поднятию духа угнетённых войск. В этот хор был призван как специалист и я. В маленькой тесной землянке началась работа с хором. Ноты писались от руки, на плохой бумаге. Всё составлялось по памяти. Я занялся аранжировками. Певцы в большинстве случаев были офицеры, и многие из них ещё до сегодняшнего дня поют у меня в хоре». Стало быть, днём основания Донского казачьего хора можно считать 19 декабря 1921 г. (по новому стилю).
Далее скорбный путь изгнанников полегчал. Получив вскоре разрешение от болгарского царя Бориса, хористы прибыли через греческий остров Лемнос в Софию, где благодаря помощи бывшего российского посланника А.М. Петряева пели в маленькой церкви при русском посольстве. Летом 1923 г. большой успех имел духовный концерт в соборе святого князя Александра Невского, который в день выступления хора вместил 5 000 молящихся.
Благодаря содействию представителя Лиги Наций барона Ван дер Ховена, французского посла и усиленным хлопотам известной русской балерины Тамары Карсавиной хористам удалось получить визы во Францию. Путь туда лежал через Белград, с остановкой в Вене.
Представитель Лиги Наций заинтересовался хором и порекомендовал его директору концертного бюро в Вене — Хеллеру. Было назначено прослушивание. Впечатление, произведённое хором, далеко превзошло все ожидания. И вот 4 июля 1923 г. в роскошном зале королевского дворца «Гофбург» был назначен первый концерт.
«Я собрал хористов вокруг себя... - вспоминал Жаров. - Как жалко они тогда выглядели в своих потёртых заштопанных гимнастёрках различного цвета и покроя! Один в обмотках, другой - в сапогах... Я выбрал самых опрятных из них, чтобы «закрыть» ими, насколько это разрешало разделение голосов, наиболее потрёпанных и рваных. Рваных... Да, мы всё ещё были оборванцами, выходцами из нищего, угрюмого чилингирского лагеря. В любой момент дверь на сцену должна была открыться. За стеной волновался зал. Один за другим хористы проходили на эстраду, многие из них осеняли себя крестным знамением. Залитые светом, встали они привычным полукругом. Очередь была за мной.
Перед нами была Вена, музыкальная столица Европы, с её изысканной и требовательной публикой, видевшей лучших мировых исполнителей. Как она примет нас?
… Последние звуки прекрасного церковного напева, вдохновенной музыки Рахманинова ещё звучали в застывшем зале, когда я опустил руки. Нарастающий шум аплодисментов и криков одобрения разбудил меня к действительности. Успех был ошеломляющий... А когда дошли до народных и казачьих песен, казалось, зал рухнет».
«Господин Жаров! Вы будете петь с Вашим хором не один раз, а тысячу раз!», - сказал после выступления сияющий директор концертного бюро, Хеллер. Он был прав, но только отчасти: уже через семь лет Жаров дал полторы тысячи концертов. После первого концерта хор был ангажирован в Вену и провинциальные города Австрии и Чехословакии. А впереди стояла перспектива швейцарского турне.
Тут же на 9 июля был назначен второй концерт, но уже не в Дворцовом зале, где администрация испугалась за свою мебель, а в зале Венского музыкального общества. Этот зал был гораздо больше (свыше 2 000 мест). Вот какой трогательный случай произошёл на этом концерте. В первой паузе хористы заметили, что служащие унесли со сцены дирижёрский подиум. Обратились к другим служащим с просьбой вернуть подиум на место, но служащие заявили, что они поставят другой, лучший подиум. Действительно, скоро подиум был принесён, но с виду он был более старый. Делегация из трёх служащих направилась в артистическую к Жарову. Они поздравили Жарова и хор с успехом и сказали, что поставили ему на сцену подиум, с которого когда-то дирижировал сам Бетховен.
«Венские концерты прошли, научив меня многому, - писал Жаров. - Они показали мне, что я оказался прав, ища новых путей хорового пения. Я всегда избегал скуки в исполнении. Я всегда искал разнообразия, которое не всегда достижимо в однообразном хоре.
Построив свой хор уже раньше на новых принципах, я ввёл в него подражание струнному орекстру, - и венские концерты мне показали, что я был на правильном пути. Предшественников у меня в этом направлении ещё не было. В России к этим новшествам относились скептически. Между тем как я давно заметил, что достигал особого эффекта, когда заставлял, например, одну половину хора петь с закрытым, а другую половину — с открытым ртом.
Введение фальцетов значительно расширило диапазон хора, придав ему свежесть. Развивая партии первых теноров (фальцетистов) до предела «ми» второй октавы и опираясь на партии вторых басов (октавистов), удалось дать хору звучность смешанного хора.
В России были главным образом смешанные хоры, а потому интерес к однородному хору был мал. Естественно, что композиторы в большинстве случаев писали для смешанных хоров. Работу по созданию репертуара я всецело взял на себя. Аранжировки духовных вещей, исполняемых хором, принадлежат без исключения мне. Аранжировки светских вещей большей частью сделаны также мною; небольшая часть сделана К.Н. Шведовым, А.Т. Гречаниновым и И.А. Добровейном. Я опасался превращения хора в машину. Опасение это увеличилось позже, когда концерты стали почти ежедневными. Поэтому я всегда держал хор в некотором напряжении, меняя оттенки в одних и тех же вещах, изменяя ускорения и замедления. Благодаря этому я всегда держал хор в своих руках, не давая ему привыкнуть к определённому шаблону. При этом даже часто расходился с замыслами самого автора. Одновременно я научился применяться к акустике зала. С первого аккорда знаю, что лучше звучит, высокие или низкие голоса, скорый или замедленный темп».
Во второй половине 20-х годов в Лондоне во дворце у вице-короля Индии вместе с «жаровцами» пел Фёдор Иванович Шаляпин. Позднее, к юбилейному, тысячному концерту хора Ф.И. Шаляпин прислал телеграмму: «Шлю Вам к Вашему тысячному концерту мои сердечные пожелания, как доказательство моего восхищения Вашим большим искусством!».
Но на вопрос о самом выдающемся событии его жизни Жаров ответил так: «Безусловно, турне по Латвии, в Риге, в начале февраля 1928 года, где последовательно прошло шесть концертов при полных сборах. Больше — власти не разрешили». Во время этого турне жаровцам удалось побывать вблизи от Родины.
А вот воспоминание С.А. Жарова о важной встрече в Дрездене.
«После одного из концертов дверь в артистическую отворилась, и высокого роста господин, со строгим и умным лицом, направился ко мне. Я узнал его сразу, я не мог не узнать его... Это был С.В. Рахманинов, которого я ещё мальчиком знал в Москве. Волнуясь и радуясь, я смотрел на Сергея Васильевича. Разговорились... Наши встречи стали чаще. От С.В. Рахманинова я получил указания, касающиеся дирижирования хором. «Не размахивайте руками, - говорил он. - Чем короче движения, тем у Вас больше возможностей усиливать звук, увеличивая постепенно движения. Только короткие движения производят впечатление на хор». Указание Рахманинова я усвоил. Я сократил движения на минимум, придав им и больше выразительности, и помогая себе мимикой. В отношении репертуара и композиции мне Рахманинов также дал несколько ценных указаний, окончив их следующими словами: «Вы должны быть смелее в отношении аранжировки. Способности у Вас есть. Делайте всё сами, специальных аранжировок для мужского хора нет». Каждый раз, когда я бываю в городе, где находится С.В. Рахманинов, я неизменно посещаю его, чтобы пополнить мой опыт его указаниями и чтобы мои новые работы подвергнуть критике моего великого соотечественника».
Летом 1930 г. жаровцы отправились в концертное турне по Америке, где хор дал 41 концерт в 32 городах. Самым большим их достижением было выступление на сцене «Метрополитен-опера» и «Карнеги-холл». Впрочем, впоследствии выступления на этих сценах стали ежегодными.
После временного возвращения в Европу Донской казачий хор окончательно переселился в США, где выступал в сотнях городов. В 1936 г. хор в полном составе получил первые гражданские бумаги, а в 1943 г. все жаровцы стали гражданами США. Когда Америка вступила в войну, хор Жарова выступал перед солдатами, ожидавшими отправки на поля сражений. После высадки союзников в Нормандии Казачий хор выступал с концертами перед солдатами и офицерами американской и союзных армий в Англии, Франции, Голландии и оккупированной Германии.
Хор просуществовал с декабря 1921 г. до 1979 г., когда жаровцы совершили своё последнее турне по Германии. Помимо концертных выступлений, Донской казачий хор записал в разных странах мира более 250 пластинок, общий тираж которых к 1963 г. составил около 11, 5 миллионов. В октябре 1965 г. в Гамбурге состоялось чествование хора и его создателя и руководителя С. А. Жарова. По случаю выхода 2, 5-миллионной пластинки хора Германским граммофонным обществом Жарову была поднесена золотая модель граммофона. Можно долго перечислять другие награды и ценные подарки, которых был удостоен гениальный регент и его хор. Главная же сила хора не в этом, а в том, что он позволяет слушателю почувствовать внутренний смысл православного песнопения. -«Мы потеряли Родину, но разнесли её культуру по всему свету», - говорил дальневосточный поэт Алексей Ачаир. То же самое можно сказать и о хоре Жарова».
Прожив долгую, нелёгкую, но яркую и насыщенную жизнь, С.А.Жаров умер в возрасте 89 лет, в ночь с 5 на 6 октября в 1985 г., в больнице г. Лейквуда (США).
Сергей Алексеевич не успел увидеть своими глазами исторические перемены в жизни России. Но и сейчас он снова с нами — в своём творчестве, в благодарной памяти потомков, ибо, по слову пророка, «сеющему правду — награда верная» (Притч. 11, 18). Сегодня, спустя более 30 лет после последнего концерта хора Сергея Жарова гениальный регент и его хор словно возвращаются к себе на Родину.
протоиерей Андрей Дьяконов
Фотографии и документальные сведения из личного архива автора