ГАГАКУ (японское прочтение китайских иероглифов 雅樂 yǎyuè я юэ) – понятие японской классической музыки, имеющее несколько значений:
1) тип придворного церемониального оркестра, воспринятого Японией из Китая (и Кореи) в VII в.;
2) специфическая система музыкального мышления, объединившая принципы звуковой организации, выработанные в высших слоях нескольких музыкальных культур Дальнего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии;
3) японская музыкально-культурная традиция, включающая как саму придворную музыку (репертуар), отличающуюся высшей степенью культивированности, так и всю систему её жизнеобеспечения (особый тип музыкантов, способы разучивания и запоминания канонических звкового текста, музыкальные инструменты и т.д.)
В период Асука (552-645), в связи с укреплением в Японии феодальных отношений и утверждением буддизма в качестве государственной религии, развиваются типы музыки, прямо или косвенно связанные с буддийским культом. В эпоху Нара (645-794) и ранний период Хэйан (794-894) отмечается активное усвоение китайских традиций (во многих случаях приходящих через Корею), в том числе звукового наполнения дворцового церемониала. С опубликованием так называемых законов Тайхо-рё (701) было учреждено гагаку-рё (музыкальное управление), в обязанности которого входило изучение придворной вокальной и инструментальной музыки стран континента, прежде всего Китая, приведение ее в соответствие с нормами японского мировоззрения и эстетики и исполнение в дворцовом церемониальном обиходе.
Основой репертуара гагаку была музыка, считающаяся китайской, но на деле представляющая собой специально выработанный синтетический продукт, вобравший в себя элементы музыкальных культур Индии, Тибета, Монголии и Восточного Туркестана. Кроме того, сюда входила музыка трех корейских царств, страны Бохай (населенной племенами маньчжуро-тунгусского происхождения) и страны Линьи (Юго-Восточная Азия). Красочные и символичные придворные танцы гагаку сопровождались большим оркестром (около 30 инструментов).
Музыкальная теория гагаку легла в основу японской мысли о музыке, привнеся с собой специальную терминологию, по сей день используемую в Японии. Первые музыканты-японцы в системе гагаку обучались у иностранных педагогов, но очень быстро вся система слышания и организации звука приобрела собственно японскую специфику. Известно, что, по повелению императора Ниммё (810-850), была проведена реформа гагаку и выработана каноническая модель инструментальной японской музыки. Музыка гагаку стала подразделяться на тогаку (китайскую музыку эпохи Тан), комагаку (музыка корейского царства Когурё) и кокуфу-кабу (собственно японская музыка или песенный танец, восходящий к древним ритуалам в местах поклонения предкам). Высокая музыкальная традиция эпохи Хэйан (794-1191) была искусством придворной аристократии и развивалась преимущественно в столице.
Популярность гагаку несколько снизилась, когда в середине XII века власть перешла от аристократов к военным, но её продолжали исполнять при дворе Императора в Киото, тогдашней столице Японии, и в крупных храмах. Затем исторически сложилось так, что интерес к музыке гагаку почти совершенно угас, и профессиональные исполнители гагаку были в забвении до конца XIX века, когда с началом эпохи буржуазных реформ и одновременной реставрации императорской власти они были собраны вместе в Департаменте гагаку (Гагаку-кёку) при Министерстве Двора Императора Мэйдзи.
В настоящее время традиция гагаку не только продолжает своё существование при дворе Императора и, в отдельных элементах, во многих буддийских и синтоистских храмах, но и тщательно изучается и развивается в некоторых университетах.
В частности, Общество гагаку в Университете Тэнри курируется мастерами Кунайтё, придворного департаментом по вопросам государственных процедур и церемоний. Здесь восстановлено и введено в активный репертуар около 300 образцов музыки гагаку в трёх её ведущих направлениях:
- кангэн – инструментальная музыка;
- утаимоно – вокальная музыка, включающая в себя жанры роэй и сайбара;
- бугаку – музыка, сопровождающая танцы.
Текст доцента Московской консерватории, кандидата искусствоведения Маргариты Каратыгиной.
Санкт-Петербургский Центр Гуманитарных Программ
Тел.: 8(911)999-30-95;
www.artvita.spb.ru
www.artvitaspb.livejournal.com
www.facebook.com/SCGP.RU
www.facebook.com/FLAGS.RU
www.facebook.com/Muz.SPb.RU
www.youtube.com/user/artvitaVVV?feature=mhum |