Header Pic Header Pic
Header Pic
 
Header Pic
Header Pic  PfeilГлавная >> "Преемственность" >> 200 лет Казанскому собору Header Pic
Header Pic

200 лет Казанскому собору

Печать E-mail
(6 голосов)
Автор Administrator   
27:09:2011 г.

Правительство Санкт-Петербурга , Комитет по культуре Санкт-Петербурга,  Приход Казанского кафедрального собора г. Санкт-Петербурга и Санкт-Петербургский Центр гуманитарных программ представляют концертно-массовый праздник 

  «Казанский собор – памятник воинской славы»

 

24 сентября 2011 г., 19.00

 (Большой зал Санкт-Петербургской филармонии,  пл. Искусств, д.1)

 Праздничный концерт военного оркестра Западного военного округа и сводного хора РГПУ им. А.Герцена.

 Художественный руководитель программы

 подполковник С.Вовк

 Хормейстер У Ген-Ир.

 Ведет программу народный артист РФ С.Новожилов.

 * * *

 

 25 сентября 2011 г., 14.30 – 17.30

(Дворцовая пл., Невский пр-кт, Казанская пл. д.2)  

 14.30 -Торжественное построение военнослужащих Санкт-Петербургского гарнизона. Дворцовая площадь.   

15.00 -Прохождение воинских колонн походным маршем.  Невский проспект. 

  15.30 - Возложения цветов к памятникам М. И. Кутузова и М. Б. Барклая де Толли. Казанская пл. 

  16.00 - Праздничный концерт «Славься!» сводного военного оркестра, сводного хора Санкт-Петербургской епархии и сводного хора РГПУ им. А.Герцена.

 


Казанский собор во имя иконы Казанской Божией матери — прежде всего, это величественный храм русской воинской славы. Летом 1812 года, перед выездом в действующую армию, собор посетил назначенный командовать русской армией Михаил Илларионович Кутузов. Он припадал к Казанской иконе Божией матери с  молитвой во спасение России. Здесь же прославленный фельдмаршал нашёл и свой последний приют.

Отечественная война 1812 года стала поворотным моментом в истории Казанского собора, ведь он превратился в своеобразный музей воинской славы со священными реликвиями победоносной войны. Именно отсюда после торжественного молебна уехал в действующую армию фельдмаршал М. И. Кутузов, а уже в июне 1813 года сюда же в храм был доставлен его прах. Собор стал местом всенародной скорби. Совершив последний поход из Бунцлау, прибыли и были опущены в склеп под собором останки фельдмаршала Кутузова. Тело Кутузова было погребено в склепе, находящимся в северном приделе храма.

 



 

В 1837 году, в честь двадцать пятой годовщины разгрома Наполеона, на полуциркульной площади перед Казанским собором были торжественно открыты бронзовые памятники прославленным русским полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли. Автором проекта стал выдающийся русский архитектор В. П. Стасов, а сами фигуры полководцев были отлиты по моделям выдающегося скульптора Б. И. Орловского. Монументы подчёркивали мемориальное значение Казанского собора как памятника немеркнущим подвигам, совершенным русскими воинами во имя Отечества.

Именно поэтому, в сюжетной линии юбилейного праздника воинство и память о подвигах русской армии занимает особое место.

Читать далее в разделе "подробнее":

С Ц Е Н А Р И Й

 Торжественного концертно-массового праздника

 «Славься!» 

 25 сентября 2011 года 

 

__________________________________________________________________

1. П. И. Чайковский – Торжественный коронационный марш (6 минут) После финальных аккордов «Торжественного марша» ВЕДУЩИЙ: 

Наш праздник открыл «Торжественный коронационный марш» П. И. Чайковского в исполнении сводного оркестра штаба Западного Военного округа и Центрального военного оркестра МО РФ.  Дирижер подполковник Сергей Вовк. Данное величественное музыкальное произведение исполняется в особо важных случаях государственного значения. Такой случай настал и сегодня. 200-летний юбилей отмечает один из красивейших православных храмов России. Казанский собор – это не только главный храм города, кафедральный собор и великолепнейший архитектурный памятник, являющийся одним из самых больших и грандиозных сооружений в Санкт-Петербурге.

Но не менее  велико значение Казанского собора, как Храма-Памятника русской воинской славы. С 1813 года, когда прах светлейшего князя Михаила Илларионовича Кутузова, умершего в прусском городе Брунцлау во время Парижского похода, был захоронен в Казанском соборе, храм стал особым местом поклонения русскому воинству. В 1813-1814 годах в соборе были выставлены для осмотра воинские трофеи: 107 французских боевых знамен и штандартов разгромленных полков, 93 ключа от крепостей и городов взятых русской армией, и один из наиболее ценных трофеев Отечественной войны 1812 года -  маршальский жезл Даву, единственного наполеоновского маршала, друга и любимчика французского императора.

Нет во всей России православного храма, который может сравниться по столь близкой принадлежности к военной истории нашего государства. Именно поэтому, юбилейный праздничный календарь Казанского собора помимо большого количества ярких, замечательных, высоко значимых мероприятий содержит и эту, сегодняшнюю страницу, которая названа «День военно-патриотического воспитания». Именно военно-патриотической значимости истории Казанского собора в судьбе России посвящен сегодняшний наш праздничный концерт. С праздником вас православные, с праздником вас русские воины, с праздником вас гости и жители града Петра!

2. М.И. Глинка - увертюра к опере «Руслан и Людмила»  (4 минуты) 

После финальных аккордов ВЕДУЩИЙ:

Прозвучало бессмертное творение  М.И. Глинка - увертюра к опере «Руслан и Людмила» в исполнении Центрального военного оркестра МО РФ под управлением Сергея Дурыгина.  В сегодняшней программе прозвучит немало музыкальных произведений великих русских музыкальных классиков, так или иначе связанных с духовной жизнью страны, с военной историей России.

Среди таких сочинений особое место занимает музыка, написанная Петром Ильичем Чайковским, в которой он проявил себя как блестящий живописец-баталист, потрясающе нарисовав музыкальными средствами картину великой войны и подвига русского народа в ней. Сродни увертюре "1812 год" симфоническая картина в опере "Мазепа" - "Полтавский бой", в которой нашла свое изображение другая битва, также сыгравшая в судьбе России наиважнейшую роль.

 3. П.И. Чайковский – симфоническая картина «Полтавский бой»  из оперы «Мазепа» (6 минут) в исполнении сводного оркестра штаба Западного Военного округа  под управлением подполковника Сергея Ежова.  

4. Валерий Мальгин – увертюра «Русь» (6 минут)

После финальных аккордов ВЕДУЩИЙ:

В исполнении оркестра штаба Западного Военного округа под управлением начальника военно-оркестровой службы Западного Военного округа подполковника Сергея Вовк прозвучала увертюра «Русь», композитора  Валерия Мальгина.

Весь период блокады в осажденном Ленинграде действовали десять православных храмов. К сожалению, к тому времени Казанский собор уже был выведен из списка епархиальных храмов. Но свой вклад в оборону Ленинграда внесли и закрытые в 1930-е годы церкви. Многие храмы использовались для хранения культурных ценностей. В подвальных помещениях ряда соборов были устроены бомбоубежища. В годы войны под Казанским собором находился детский сад, а одно время – отдел штаба Ленинградского фронта.

5. Дмитрий Шостакович – 7-я симфония (I-я часть, фрагмент) (6 минут)  Дирижирует художественный руководитель Центрального военного оркестра МО РФ, заслуженный артист Российской Федерации, полковник Андрей Колотушкин. После финальных аккордов ВЕДУЩИЙ:

Особенно значимую роль играл собор Казанской иконы Божией Матери как храм-памятник. Уже в 1938 году, к 125-летию со дня кончины погребенного в соборе фельдмаршала М.И. Кутузова, могила великого полководца была вновь украшена привезенными из московского Исторического музея трофейными французскими знаменами и ключами от городов и крепостей, взятых в ходе заграничного похода русской армии в 1813 году.

В первые месяцы после начала войны – в июле-августе – антицерковная экспозиция занимавшего храм Музея истории религии была закрыта, и к осени 1941 года в здании устроили выставку «Героическое прошлое русского народа». Живописные полотна, рассказывавшие о военной истории России, и плакаты, призывавшие к борьбе с захватчиками, были размещены сначала напротив собора, а в октябре – на его колоннаде. С 1942 года в Казанском соборе была развернута выставка «Отечественная война 1812 года», которую активно посещали делегации с фронта. На площади перед Казанским собором у памятников полководцам Отечественной войны 1812 года М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли давали клятву уходившие на защиту Ленинграда воины и ополченцы, многие из которых не вернулись с полей жестоких сражений.

6. Валерий Халилов, стихи Владимира Сергеева – «Вечный огонь».  (3 минуты). Поет солист Центрального оркестра ВС РФ Евгений Воробъёв и Хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии. Регент - диакон Николай БОТКИН. Хормейстер – Юрий ГЕРАСИМОВ. Мужской хор Санкт-Петербургской православной духовной академии и семинарии. Регент хора - иеродиакон Матфей (Шаров.) Сводный хор РГПУ им. А.И.Герцена под руководством заслуженного деятеля искусств, профессора У Ген Ира и Центральный оркестр ВС РФ.  Дирижирует полковник Сергей Дурыгин. 

После финальных аккордов ВЕДУЩИЙ:

Как история России полна драматических, полных скорби страниц, так и история Казанского собора является прямым отражением судьбы Отечества. Но, в 1990 году была открыта новая страница истории храма, воздвигнутого в честь Заступницы Руси Пресвятой Богородицы. После последовавшего возвращения храма в лоно Церкви, 4 ноября 1990 года в честь праздника Казанской иконы Божией Матери была совершена первая Божественная литургия, а с 1 июля 1996 года настоятелем Казанского собора митрополит Владимир назначил протоиерея Павла Красноцветова. Начинать возрождение собора надо было с организации ежедневных богослужений по церковному уставу. 29 марта 1998 года, в четвертое воскресенье Великого поста, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир в сослужении соборного и городского духовенства освятил по полному чину весь собор.  12 июля 1999 года, в празднование дня Первоверховных апостолов Петра и Павла, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил Божественную литургию в Казанском соборе, а 22 декабря 1999 года указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Казанский собор был возведен в кафедральное достоинство. И, наконец, 21 июля 2002 года, в престольный праздник Казанского собора, состоялось долгожданное событие: Казанская икона Божией Матери заняла свое историческое место в главном иконостасе собора. То был истинный, долгожданный народный праздник всего православного братства.

7. Дмитрий Шостакович  – «Народный праздник» (3 минуты) Дирижер подполковник Сергей Ежов. После финальных аккордов ВЕДУЩИЙ:

Следующее музыкальное произведение опять возвращает нас к войне с Наполеоном, и посвящено оно генералу Михаилу Андреевичу Милорадовичу. Наибольшую известность и славу Милорадович приобрёл как один из самых опытных и умелых авангардных начальников русской армии, который успешно преследовал французов до границ Российской империи, а затем и, участвовал во взятии Парижа. Его адъютант, поэт и писатель Фёдор Глинка оставил такой словесный портрет М. А. во время боя: «Вот он, на прекрасной, прыгающей лошади, сидит свободно и весело. Лошадь оседлана богато: чепрак залит золотом, украшен орденскими звёздами. Он сам одет щегольски, в блестящем генеральском мундире; на шее кресты (и сколько крестов!), на груди звезды, на шпаге горит крупный алмаз... Высокий султан волновался на высокой шляпе. Он, казалось, оделся на званый пир! Бодрый, говорливый (таков он всегда бывал в сражении), он разъезжал на поле смерти как в своём домашнем парке…. Пули сшибали султан с его шляпы, ранили и били под ним лошадей; он не смущался; переменял лошадь, закуривал трубку, поправлял свои кресты и обвивал около шеи амарантовую шаль, которой концы живописно развевались по воздуху. Французы называли его русским Баярдом; у нас, за удальство, немного щеголеватое, сравнивали с французским Мюратом. И он не уступал в храбрости обоим».

 

8. Валерий Халилов – марш «Генерал Милорадович» (5 минут). Сводным оркестром штаба Западного Военного округа и Центрального военного оркестра МО РФ дирижирует автор, Начальник военно-оркестровой службы Вооруженных Сил РФ,  главный военный дирижер, заслуженный деятель искусств России, генерал-лейтенант Валерий Халилов. 

После финальных аккордов ВЕДУЩИЙ:  

Разгром наполеоновской армии на полях России вызвал национально-освободительный подъем порабощенных народов Европы. Популярность фельдмаршала Кутузова и русского Императора Александра, нареченного Благословенным, была невероятной. Со смешанным чувством удивления (за себя) и гордости (за свою Отчизну) Михаил Илларионович писал в письме своей жене: "На улицах кричат: "Виват, Кутузов! Да здравствует великий старик!". И чему удивляться, ведь поход русских солдат ни мало, ни много счастливо решил судьбу всей Европы. 

9. П.И. Чайковский – Торжественная увертюра «1812 год»  (17 минут) Исполняет сводный оркестр штаба Западного Военного округа и Центрального военного оркестра МО РФ под управлением заслуженного деятеля искусств России, генерал-лейтенанта Валерия Халилова. 

 После финальных аккордов ВЕДУЩИЙ: 31 марта 1813 года в 10 часов утра Александр I на белом коне во главе своей доблестной гвардии вместе с союзными войсками вошел в Париж. Вот, с каким напутственным словом обратился в эти дни к армии  Император Александр:

“Воины! Мужество и храбрость ваши привели вас от Оки на Рейн. Они ведут вас далее: мы переходим за оный, вступаем в пределы той Земли, с которой ведем кровопролитную, жестокую войну. Мы уже спасли, прославили отечество свое, возвратили Европе свободу ее и независимость. Остается увенчать великий подвиг сей желаемым миром. Да водворится на всем шаре земном спокойствие и тишина! Да будет каждое царство под единой собственного правительства своего властью и законом благополучно! Да процветает в каждой земле ко всеобщему благоденствию народов вера, язык, науки, художества и торговля! Сие есть намерение наше, а не продолжение брани и разорения. Неприятели, вступая в середину царства нашего, нанесли нам много зла, но и претерпели страшную казнь. Гнев Божий поразил их. Не уподобимся им: человеколюбивому Богу не может быть угодно бесчеловечие и зверство. Забудем дела их; понесем к ним не месть и злобу, но дружелюбие и простертую для примирения руку. Слава россиянина — низвергать ополченного врага и по исторжении из рук его оружия, благодетельствовать ему и мирным его собратьям. Сему научат нас свято почитаемая в душах наших православная вера. Она божественными устами вещает нам: “Любите враги ваша и ненавидящим вас творите добро”. Воины! Я, несомненно, уверен, что вы кротким поведением своим в земле неприятельской столько же победите ее великодушием своим, сколько и оружием...”

Пройдут годы, десятилетия, поколения сменят поколения, но в сознании русского народа собор во имя Казанской иконы Божией матери останется навсегда главным воинским памятником России, храмом-памятником великому подвигу русского духа и веры православной. Так было, так есть и так будет всегда! И ныне и присно, и во веки веков Славься!

10. Михаил Глинка –  хор «Славься» из оперы «Жизнь за Царя» (4,5 мин.) Поёт Хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии. Регент - диакон Николай БОТКИН. Хормейстер – Юрий ГЕРАСИМОВ. Мужской хор Санкт-Петербургской православной духовной академии и семинарии. Регент хора - иеродиакон Матфей (Шаров.) Сводный хор РГПУ им. А.И.Герцена под руководством заслуженного деятеля искусств, профессора У Ген Ира. Сводным оркестром штаба Западного Военного округа и Центрального военного оркестра МО РФ дирижирует Начальник военно-оркестровой службы Вооруженных Сил РФ,  главный военный дирижер, заслуженный деятель искусств России, генерал-лейтенант Валерий Халилов. 

На финальной части хора звучат колокола звонницы Казанского собора, палят бутафорские орудия и сбрасываются белые хризантемы с вертолета.

Автор сценария В.Васильев.  

СПб. Центр Гуманитарных Программ. < Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script > 8-911-999-30-95;

 

Торжественный концерт 

 «Славься!» 

к 200-летию Казанского собора подготовили:

Комитет по Культуре Правительства Санкт-Петербурга

 Председатель Комитета  Антон Губанков  

Православная местная религиозная организация

 «Приход Казанского собора»

 Настоятель собора – протоиерей  Павел Красноцветов 

 Руководитель проектов Наталья Феофанова

 Пресс-секретарь Елена Кириллова  

 Автономная некоммерческая организация

 «Санкт-Петербургский центр гуманитарных программ»

 Генеральный директор Виталий Васильев

 Руководитель проектов Елена Васильева  

 Общество с ограниченной ответственностью «Дока»

 Генеральный директор Денис Завьялов

 Руководитель проектов Ренат Рулёв  

Руководитель праздничного проекта

 Наталья Феофанова

 Режиссер

 Заслуженный работник культуры РФ

 Виталий Васильев

 Консультативная группа

 Наталья Феофанова,

 Сергей Вовк,  Елена Кириллова

 Автор сценария

 Заслуженный работник культуры РФ

 Виталий Васильев

 Помощник режиссера

 Елена Васильева

 Административная группа

 Елена Кириллова, Елена Смирнова, Александр Вотинов,

Артем Васильев, Андрей Горба. 

 В концерте принимали участие:

 Центральный военный оркестр ВС  РФ

 Дирижеры:

 Начальник военно-оркестровой службы Вооруженных Сил РФ,

 главный военный дирижер Министерства обороны РФ, Заслуженный деятель искусств России,

генерал-лейтенант Валерий Халилов 

 Начальник Центрального военного оркестра Министерства обороны РФ, Заслуженный артист России

подполковник Сергей Дурыгин

 Художественный руководитель Центрального военного оркестра Министерства обороны РФ, Заслуженный артист Российской Федерации, полковник Андрей Колотушкин

 Военный оркестр штаба Западного Военного округа

 Дирижеры:

 Начальник военно-оркестровой службы Западного Военного округа

подполковник Сергей Вовк  

 Начальник оркестра штаба Западного Военного округа

  подполковник Сергей Ежов

 Хор духовенства Санкт-Петербургской митрополии 

  Регент хора - диакон Николай Боткин Хормейстер – Юрий Герасимов

 Мужской хор Санкт-Петербургской православной духовной академии и семинарии.

 Регент хора - иеродиакон Матфей Шаров  

  Сводный хор РГПУ им. А.И.Герцена

 Руководитель и дирижер - заслуженный деятель искусств РК, профессор У Ген Ир  

 Ведущий концерта - народный артист России Сергей Новожилов  

 

Казанский собор выражает благодарность за помощь в проведении мероприятия: 

ЗАО «Энергоприбор» и лично Борису Феофанову

Ассоциации предприятий похоронной отрасли Санкт-Петербурга Северо-Западного региона и лично Валерию Ларькину

Фабрике им. Н.К. Крупской и лично Вадиму Тер-Исраеляну


 

 

 

 
« Хроника Галлиполи   Мир увлеченных »
Header Pic
left unten
.

right unten
0.8105