|
12 февраля 2006 г. Санкт-Петербургский Центр гуманитарных программ в рамках проекта «Все флаги» в Греческом зале Государственного музея-заповедника «Павловск» представил удивительную программу, знакомящую с культурой Китая, при участии корифея национальной китайской живописи, художника Цзянь Шилунь. |
"СВОБОДНЫЙ СТИЛЬ"
ЦЗЯН ШИЛУНЯ
Цзян Шилунь приехал в нашу страну в начале 50-х годов преподавать китайский язык и литературу в Ленинградском университете. Но еще в детстве отец учил его искусству каллиграфии. В странах Востока каллиграфия издавна рассматривалась как вид искусства, т.к. в иероглифе всегда присутствует элемент изобразительности.
Перед поступлением на филологический факультет государственного университета Северо-Востока в своем родном городе Шэньене он учился в школе с художественным уклоном. По мнению Цзян Шилуня, без серьезного филологического образования он не смог бы стать художником, работающим в традициях национальной китайской живописи "Гохуа". Тесная связь живописи и литературы прослеживается в Китае на протяжении столетий.
|
Цзян Шилуню удалось продолжить эту традицию: многие свои картины художник создает по мотивам классической китайской литературы. Особенно ему близка поэзия эпохи Тан VII--X века, которая по праву считается "золотым веком" китайской литературы. По мотивам стихов великих танских поэтов Ван Вэя, Мэн Хаожаня, Ли Бо написана серия пейзажей, где языком живописи рассказано о красоте и совершенстве мира, гармонии человека и природы. |
Цзян Шилунь, следуя традиции китайской живописи, в мельчайших деталях пейзажа открывает для зрителей радость созерцания красоты живописи, духовной наполненности картины. Все в картинах китайского художника проникнуто глубоким философским смыслом. Сам он говорит: "Мне важно использовать свободный стиль, исследовать сходство предметов по духу, достигнутая одухотворенного ритма живого движения. Свободный стиль дает неограниченную свободу творчеству и фантазии в рамках логики природы. Хорошая картина -- не только внутри рамы, так же как хорошие стихи -- не только на бумаге".
Углубляя свое мастерство в традиционной живописи, он выходит за ее пределы. Ведущее место в творчестве Цзян Шилуня занимает пейзаж -- один из основных жанров китайской живописи, издавна называемый в Китае "шаньшуй" (горы--воды). Спокойна и задумчива природа в пейзаже "Тишина". Маленькая фигурка человека воспринимается здесь как частица огромного дышащего покоем мира. |
|
Такое над рекой сиянье
И тишь такая над рекой,
Что в сердце лишь одно желанье -
Не потревожить бы покой!
Су Ши (1036--1101)
Особое место в творчестве художника отведено теме цветы--птицы. Прежде чем изобразить ветку бамбука, цветок пиона или сороку, он изучает их непосредственно в природе. Любимый цветок у Цзян Шилуня -- пион.
Мирно спокоен
Убор зеленый цветка.
Разных оттенков
Алого платья шелка.
Венчик в тоске
Вот-вот разорваться готов.
Разве душа
Есть у вешних цветов?
Ван Вэй (699--759)
В своих картинах художник использует тушь, акварель, работает на шелкеу и бумаге. |
|
|
Так сложилась его жизнь, что он остался в России. В 1977 году стал членом Союза художников СССР. В 1986 году он, после тридцати лет разлуки со своей Родиной, впервые приехал в Китай, где встретился со своей семьей. В 1988 году он стал членом Союза художников КНР. |
|
Сейчас художник много ездит со своими выставками по всему миру. Его картины есть в Лувре, Эрмитаже, других известных музеях.
Г.Лаевская, зав. выставочным залом Дома ученых СО РАН.
|